В конференции приняли участие представители органов государственной власти и общественных организаций, представители Приволжского таможенного управления и таможен региона, участники внешнеэкономической деятельности Приволжского региона.
Конференция была посвящена перспективным моделям взаимодействия таможенных органов и предприятий автомобильного кластера Приволжского федерального округа в современных условиях для повышения инвестиционной привлекательности и дальнейшего развития автомобильной отрасли.
Основное производство автомобильной техники на территории Приволжского региона сконцентрировано в Нижегородской, Самарской, Ульяновской областях, а также в Республике Татарстан. Общее количество предприятий автомобильного кластера, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность в Приволжском регионе, составляет более 100.
В 2015 году более 25% импортированных товаров было продекларировано в регионе деятельности ПТУ предприятиями автомобильной отрасли, что составило более 2 млрд. долларов США. При том, что с 2015 наблюдается сокращение стоимостных объемов импорта, ежеквартальный объем импортных операций автопроизводителей характеризуется стабильностью с 3 квартала 2015 года. Российские автопроизводители ежеквартально ввозят автокомпоненты, узлы и агрегаты для промышленной сборки, другую сопутствующую технику и сложное технологическое оборудование на сумму, превышающую 400 млн. долларов США.
Стоимостной объем экспорта автопроизводителей в 2015 году также вырос, хотя в физическом выражении он колебался, но незначительно. В 4 квартале 2015 года он составил 6 606 тонн, а в 1 квартале - 3 279 тонн. В стоимостном выражении он вырос с 14 155,54 тыс. дол. США в 1 квартале до 32 594,53 тыс. дол. США в 4 квартале.
В этих условиях для таможенных органов первоочередной задачей является всестороннее содействие развитию автомобильного бизнеса, создание механизмов их поддержки, установление эффективного взаимодействия между участниками процесса, снижение административных барьеров, так как таможенно-логистическая система является частью бизнес-процессов автопроизводителей.
В Нижегородской, Самарской, Татарстанской и Ульяновской таможнях функционируют таможенные посты, в целом ориентированные на совершение таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых автопроизводителями региона. Это таможенный пост ГАЗ в Нижнем Новгороде, таможенный пост АвтоВАЗ в Тольятти, таможенный пост УАЗ в Ульяновске, Набережночелнинский и Елабужский таможенные посты в Республике Татарстан.
Основные направления деятельности, которые могут способствовать оптимизации процесса таможенного администрирования внешнеторговых грузов.
Таможенными органами региона проводится целенаправленная системная работа, основными направлениями которой являются:
- расширение практики применения перспективных таможенных технологий;
- предварительная проработка инвестиционных проектов;
- расширение «зеленого сектора» путем реализации принципов выборочности и достаточности таможенного контроля;
- применение специальных упрощений и предварительного декларирования товаров;
- сокращение сроков совершения таможенных операций;
- выстраивание системы «обратной» связи таможенных органов с заинтересованными лицами.
Тольятти Самарской области является моногородом в соответствии с официальным перечнем моногородов, утвержденным Правительством Российской Федерации. Моногород - населенный пункт, экономическая деятельность которого тесно связана с единственным (градообразующем) предприятием или группой жестко интегрированных между собой предприятий. Развитие моногородов России предусматривает меры по диверсификации экономики, развитию социально-экономического положения и улучшению городской среды.