Для кого важнее автоматизация розничной торговли – для владельца крупной, известной на всю страну торговой сети или для владельца небольшого магазина "у дома"? Вы задавали себе такой вопрос? Мы задали и пришли к парадоксальному выводу…
В современном крупном бизнесе невозможно представить торговый процесс без автоматизации. Привычная картина - это большой гипермаркет, нескончаемый поток покупателей, POS-терминалы, сканеры магнитных карт и все остальное оборудование и программное обеспечение, необходимое для быстрого обслуживания покупателей.
Представители большого бизнеса, гегемоны розничной и оптовой торговли чаще всего сами обращаются в IT-компании, сами являются инициаторами внедрения у себя новых технологий, которые и помогают им оставаться "у руля" и быть "первыми" в торговле. Работа современного гипермаркета без информационной системы целесообразна примерно так же, как наличие печного отопления в новостройке.
С небольшим продуктовым магазином у дома или маленьким павильоном в торговом центре, имеющий узкую специализацию (товары для дома, зоотовары, косметика и др.) дела обстоят иначе. Картина примерно такова: небольшое количество покупателей в течение дня, волна покупателей вечером, несколько сотрудников (2-5 в зависимости от размера магазина), которые часто являются и продавцами, и кассирами, и товароведами одновременно. Учет ведется в excel или в каком-нибудь журнале, в блокноте "от руки", потом все подсчитывается калькулятором. Вот примерно так, наверное, выглядит 95 % маленьких магазинов.
Их владельцы, задавая себе вопрос: "А зачем мне нужна автоматизация?", часто сами же себе и отвечают: "Конечно же, НАМ она не нужна! Это только для крупных магазинов…Ведь на покупку программы нужны деньги. Да и кому в ней работать…Сотрудников то немного…Ассортимент небольшой…Сами все посчитаем. Это лишнее!" С первого взгляда все выглядит вполне логично, но это только с первого взгляда…
Для того, что маленький торговый бизнес жил, процветал, и самое главное, приносил прибыль, владельцу или руководителю приходится решать те же самые задачи, что и руководителю крупной торговой сети:
Управление продажами (планирование продаж, анализ цен и управление ценовой политикой, анализ конкурентной среды и собственных конкурентных преимуществ);
Управление затратами;
Управление запасами (товарооборот, контроль остатков, своевременный заказ, поддержание ассортиментной матрицы)
Управление финансами (расчеты с поставщиками, своевременная выплата зарплаты, выплаты арендной платы и налоговых сборов)
Управление персоналом (подбор и обучение персонала, развитие лояльности сотрудников, контроль и мотивация персонала)
Управление маркетингом (привлечение новых клиентов, развитие лояльности у клиентов, рекламные акции, стимулирование продажи определенных товаров)
Таким образом, жизненно важные задачи для бизнеса любого масштаба одни и те же. Однако в первом случае (крупный бизнес) их призван решать широкий штат специалистов во главе с руководителями, которые имеют в своем вооружении всевозможные средства автоматизации. А во втором случае (небольшой магазин) все вышеперечисленные задачи приходится решать владельцу маленького торгового бизнеса, причем практически в одиночку. И в его руках оказывается не только стратегическое развитие магазина, о котором чаще всего и не идет речь… Он самостоятельно отвечает за жизнеспособность и конкурентоспособность своего бизнеса "здесь и сейчас".
Владелец небольшого торгового предприятия не может себе позволить нанять штат специалистов, состоящий из директора по развитию, маркетолога и т.д., поэтому он берет на себя как оперативное руководство магазином, так и все риски розничной торговли.
Ведь как показывает практика, для гипермаркета не будет критичным задержка партии ходового товара, увольнение одного сотрудника, воровство другого или пять недовольных покупателей в день. Те же самые события в маленьком магазине могут стать серьезной угрозой деятельности фирмы и принесут немало переживаний владельцу торгового павильона.
Таким образом, объем оперативной работы, с которым сталкиваются владельцы маленьких торговых магазинов, просто огромен. А успешно справляться с таким объемом оперативных, ежедневных, порой рутинных, но в то же время жизненно важных дел призвана автоматизированная информационная система на базе 1С, которой там нет.
А теперь сами ответьте на вопрос: "Нужна ли маленькому магазину автоматизация?"
Так если нужна…почему же маленькие магазины так неохотно к ней стремятся?
Основных причин две, как показывает наш многолетний опыт автоматизации торговли.
Первая причина: дорого. Так считают 80% маленьких магазинов. Хотя регулярная потеря прибыли из-за отсутствия ходового товара, из-за воровства персонала, из-за ухода постоянных клиентов по причине низкого качества обслуживания обходится на практике в разы дороже.
А знает ли руководитель, какой размер "среднего чека" у него в магазине? Сколько покупателей приходит в день? А сколько в выходные? Какой сопутствующий товар следует добавить в ассортиментную матрицу для увеличения привлекательности магазина?
Каждый руководитель мечтает о процветании своего бизнеса, о постоянных довольных клиентах, о расширении ассортимента товаров или услуг. Все это возможно и реально за счет внедрения автоматизированной информационной системы 1С для торговли по доступной цене вопреки сложившемуся стереотипу "дорого".
Вторая причина: страшно. Так считают 20%. Работать придется "по-другому", в новой незнакомой программе. Но в реальности эти страхи несравнимы с волнениями, которые так часто преследуют маленькие магазины: Почему падает прибыль? Всем ли поставщикам произведены оплаты во время? У каких товаров подходит к концу срок реализации? А если снова кризис, то что..? Автоматизированная система поможет справиться с подобными страхами, так как под рукой у руководителя всегда будет оперативная информация для принятия верного управленческого решения.
Итак, на наш взгляд, автоматизация маленького магазина – это необходимость… а на ваш?